Кабаковы и экология: «Гараж» расскажет незрячим людям о современном искусстве

Тифлокомментарии: Таиса Марченко
Фото: Музей современного искусства «Гараж».
На фото тактильная модель скульптуры Патриши Пиччинини с выставки «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100».
Прослушать публикацию

Тифлокомментарий: на желтом фоне круглая цветная фотография в белой рамке. Скульптура. Три младенца лежат с закрытыми глазами, плотно прижавшись друг к другу. Те, что по бокам, будто приобнимают младенца посередине. Их тельца напоминают тела мартышек, лбы разрезают глубокие горизонтальные морщины, уши в три раза превышают размер обычных, ступни похожи на лапы с когтями. Их головы и спины покрыты густой белой шерстью.

Музей современного искусства «Гараж» приглашает незрячих и слабовидящих посетителей на бесплатные обзорные экскурсии с тактильными моделями и тифлокомментариями. Людям с нарушениям зрения расскажут о трех проектах, созданных российскими и зарубежными художниками. В музее рады гостям с собаками-проводниками.

Первый проект — «Привой» художественного дуэта из Пуэрто-Рико Allora & Calzadilla — тонкая, лиричная визуализация мирового экологического кризиса. Инсталляция с тысячами искусственных цветов табебуйи золотистой расположилась на Площади искусств перед музеем. Цветы карибского дерева словно привиты к деревьям московским.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний солнечный день. На площади, выложенной плиткой в виде больших шахматных клеток, расположилась небольшая лужайка, по форме напоминающая бумеранг. На ней пять невысоких деревьев с густой зеленой кроной. Пространство под ними и около лужайки усыпано ярко-желтыми облетевшими лепестками. На самих деревьях цветов не видно. Позади одноэтажные строения и здание в форме пирамиды.

«Они по-фрейдистски жуткие — с одной стороны, из-за своей натуралистичности, а с другой — из-за собственной неуместности и даже „невозможности“: как могли цветы табебуйи появиться у деревьев другого вида? Эта „натуралистичная невозможность“ — наиболее точный образ необратимых изменений окружающей среды, к которым мы все причастны», — отметили в музее.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Вид снизу. В небо устремляется железная лестница под углом примерно 45 градусов. На краю — статуя человека. Обеими ногами он стоит на предпоследней ступени, вытягивает руки прямо перед собой ладонями вверх, словно обращается к небу.

Второй проект — инсталляция концептуалистов Ильи и Эмилии Кабаковых «Как встретить ангела» — впервые демонстрируется в России. Сложная лестница, на вершине которой — человек с поднятыми к небу руками. «Столь романтический сюжет и название отсылают к непреходящей теме в работе дуэта — стремлению маленького человека вырваться за пределы своего предсказуемого, утлого мира. Наряду с этим инсталляция неразрывно связана с другим повторяющимся образом в работе художников — образом полета. Он воплощен в двух диаметрально противоположных ипостасях. В мухе, как в самом приземленном, повседневном существе, происходящем из измерения советского коммунального быта, и в ангеле — существе чистом, неземном, мистическом, представляющем мир, который недостижим», — поясняется на сайте музея.

На фото: тактильная модель инсталляции Марты Рослер «B-52 в слезах ангела».

Тифлокомментарий: на желтом фоне цветная фотография в белой рамке. В искусственном газоне выжжен схематичный силуэт самолета, похожий на тень.

После тактильного осмотра инсталляций и разговора о них экскурсанты отправятся к третьей и последней точке экскурсии, снова посвященной окружающей среде, — выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». Экспозиция объединяет старые и новые произведения российских и зарубежных художников, всего на выставке представлены работы более 50 авторов. «Тактильные модели помогут лучше понять идею этого проекта, обращенного к будущему, точнее, к грядущему — будущему, которое находится в становлении и в котором экологическая повестка станет одним из ключевых политических вопросов», — говорится в описании выставки.

На фото: тактильная модель инсталляции Мелла Ярсма «Законы природы».

Тифлокомментарий: на желтом фоне круглая цветная фотография в белой рамке. Вид сверху на объемную скульптуру тапочек в виде человеческих ступней. Подошва сделана из светлой древесины, перемычка — из широкой полоски светлой шкуры.

Записаться на экскурсию можно по телефону +7 (495) 645-05-20 или по адресу blind@garagemca.org как минимум за три дня до даты визита, бесплатные билеты предоставляются человеку с инвалидностью и одному сопровождающему. Экскурсии проводят сотрудники отдела инклюзивных программ музея «Гараж», длительность — полтора часа. Для посетителей с инвалидностью в музее предусмотрены бесплатные парковочные места, заезд со стороны ул. Крымский вал возле главного входа в Парк Горького.

Расписание работы выставки можно узнать в разделе «Календарь» портала «Особый взгляд».

О том, как создавался отдел инклюзивных программ музея «Гараж», читайте в нашей статье. Об экскурсиях по истории живописи для незрячих людей в музее «Гараж» читайте в колонке Ларисы Овцыновой.


Поделиться событием:

Блок с фотографиями из Instagram

Хотели бы Вы получать нашу еженедельную рассылку?

Предпочитаемый формат
Система Orphus