«Гараж». Инклюзия. Начало

Текст: Галина Новотворцева
Прослушать публикацию

Тифлокомментарий: цветное фото. На стене графичное изображение большого размера: на насыщенно-красном фоне - черный силуэт человеческого черепа. Очертания неровные, контур волнистый. Внешние уголки огромных глазниц опущены вниз, что придает черепу грустное выражение. Внутри пустых глазниц - по окружности-венки из мелких цветов, они напоминают радужку. В центре окружностей - по одиночному цветку, напоминающему зрачок. Перед изображением черепа стоит человек. Видны только его руки, держащие небольшой тактильный рельефный макет, копирующий окружности-венки из мелких цветов.

Музей современного искусства «Гараж» по праву можно назвать доступным для всех. За последние три года его команда адаптировала для незрячих, слабовидящих и слепоглухих посетителей 22 выставочных проекта, перформанс и культурный фестиваль, а также запустила специальный курс по архитектуре и видеокурс лекций по современному искусству с тифлокомментированием. «Гараж» сотрудничает с незрячими экскурсоводами и проводит встречи инклюзивного дискуссионного клуба. Первый менеджер инклюзивных программ Музея Галина Новотворцева рассказала изданию «Особый взгляд» о том, как зарождались программы для незрячих и слабовидящих людей, и дала советы сотрудникам культурных институций, только начинающих работать над созданием доступного пространства.

Сегодня в «Гараже» работает полноценный инклюзивный отдел, который одновременно адаптирует программы для людей с инвалидностью и ведет теоретическую работу: создает методические материалы по адаптации выставок и работы с посетителями, изучает восприятие художественных произведений незрячими людьми и формулирует научную и методическую основу эффективных приемов взаимодействия. По словам Галины Новотворцевой, в 2014 году, когда проект только зарождался, большинство тактильных моделей к выставкам создавались самими сотрудникам в свободное время из подручных материалов.

«Мы начали изготавливать первые тактильные модели самостоятельно, — вспоминает Галина. — Ночами, после работы, что-то лепили из полимерной глины, мастерили копии инсталляций из дерева и гипса, собирали их из картона, мебельных уголков и проволоки. Часто удавалось обнаружить у своих знакомых какие-то предметы, по форме напоминающие оригиналы. В нашу жизнь прочно вошли все разновидности бумаги, витражный контур, позволяющий легко превратить плоское изображение в рельефное, и многие другие удивительные вещи».

В результате получались предельно близкие к подлинникам объекты. Однажды Галина даже напугала коллегу, выйдя из зала с копией фрагмента инсталляции. Она была настолько похожа на оригинал, что хранитель музея подумала, будто от инсталляции «отвалился» кусок.

Во многом благодаря именно личной вовлеченности в процесс создания материалов, сотрудники «Гаража» пришли к активному использованию дополнительных каналов передачи информации, в том числе звуков, запахов, текстуры, вкусов, а также к использованию движений. «Это привело нас к более глубокому пониманию сути и природы мультисенсорного подхода», — отмечает Галина, добавляя, что в этом вопросе необходимо чувство меры, чтобы передвижения по музею не превратились в хаос из мало связанных ощущений. Также на помощь сотрудникам пришли выпускники и студенты художественных училищ и друзья-керамисты, которые бесплатно изготовили рельефы фасадов зданий и поливные изразцы по эскизам 1923 года.

Сотрудники Музея «Гараж» находились в постоянном поиске новых и лучших форм, которые помогли бы максимально полно передать визуальный и психологический эффект произведений искусства и приходили к совсем не очевидным решениям. Например, они придумали записывать маленькие интервью со зрячими посетителями выставки инсталляций японской художницы Яёй Кусамы. «Мы попросили их сначала рассказать о своих ощущениях и эмоциях, затем привести какую-то метафору для каждой инсталляции и в конце просто кратко описать, как эта работа выглядит. Все тексты получились очень эмоциональными (одна девушка даже расплакалась от впечатлений!) и очень разными. Из самых ярких ответов мы смонтировали два трека с соответствующим их настроению звуковым сопровождением. Записи имели большой успех во время экскурсий с незрячими посетителями», — рассказывает Галина.

Тифлокомментарий: цветная фотография: Группа незрячих посетителей осматривает тактильную модель взрыва атомной бомбы на выставке в зале Музея современного искусства «Гараж». Тактильная модель расположена в центре кадра. Это небольшой прямоугольник из черного пластика, в центре модели рельефное изображение облака атомного взрыва. На переднем плане руки экскурсантов, осматривающих модель. На заднем плане экскурсовод, держащий в руках модель. На экскурсоводе черная толстовка с розовой надписью «Гараж» на английском языке.

С помощью собственной изобретательности, увлеченности и друзей сотрудники «Гаража» смогли доказать важность создания и развития инклюзивного пространства и сформировали новый отдел. «Нам очень важно, что инициативу развития инклюзивного направления также поддержал Фонд «Искусство, наука и спорт», который является патроном образовательной программы Музея «Гараж», — отметили в Музее.

После отладки работы внутри Музея началась деятельность по передаче опыта коллегам из других культурных институций, для которых часто проводятся тренинги в Москве и регионах России. По словам Галины Новотворской, на этих мероприятиях ее часто спрашивают, как начать воплощать программы для незрячих, если руководство музея не готово выделять на это денежные средства.

«Лучший совет для начинающих — работать над созданием инклюзивного музейного пространства: не бояться изучать, лепить, вырезать и пробовать новое! — говорит она. — И появятся первые результаты, маленькие успехи. А вслед за первыми успехами появятся и первые „выгоды“: позитивный интерес прессы, городского сообщества и будущие меценаты. Так что витражный контур вам в руки — дерзайте!»


Поделиться событием:

Блок с фотографиями из Instagram

Хотели бы Вы получать нашу еженедельную рассылку?

Предпочитаемый формат
Система Orphus